top of page

Region Plus Interview: "Дар иметь, конечно, хорошо, но нужно еще и учиться"


Художник-фотограф Фахрия Мамедова не ограничивает себя рамками какого-либо одного направления. Ей нравятся и психологический портрет, и архитектура, и жанровое фото. Однако настоящая ее страсть - это документальная фотография, когда она может реализовать свой, можно сказать, охотничий азарт выждать и не вспугнуть, поймать кадр. Фахрия - член Союза художников и Объединения фотографов Азербайджана, член ассоциации "Крылья времени", объединяющей деятелей современного искусства страны. С начала 2000-х работы Фахрии Мамедовой прочно заняли свое место на всех вернисажах современного искусства Турции, Грузии, России, Украины, Франции, США, Германии и родного Азербайджана. 


- Фахрия, расскажите, что было до фотографии? Кто вы по образованию? 

- Я дипломированный художник-керамист и художник-дизайнер. До того как посвятить себя фотографии, мечтала рисовать. С самого юного возраста я хорошо рисовала. Могла часами изображать в альбоме цветными карандашами сказочных героев, цветы и узоры. Я очень удивлялась, когда мне говорили, что не все могут хорошо рисовать. Мне казалось, что этим даром обладают все дети без исключения. Помню, в детском саду учительница раздала нам вырезанные из бумаги кружочки и попросила нарисовать в них "то, что мы чувствуем". Я нарисовала довольно сложную для 3-летнего ребенка композицию, которая до сих пор хранится у меня в домашнем архиве. Еще я обожала лепить из пластилина различные фигурки. Создавала целые скульптуры. Мечтала стать художницей или скульптором. В старших классах объявила о своем желании родителям, и на домашнем совете приняли решение, что мне нужно поступать на факультет художественной керамики. Ведь керамика - материал благодатный, обладающий массой выразительных свойств и способствующий самовыражению и самореализации художников различных направлений. 


Сразу после школы я поступила в училище на факультет художественной керамики. Попала в класс прекрасного человека и великолепного педагога Рафика Сулейманова, который многому нас научил. На третьем курсе училища я стала работать в отделе керамики Центра научной реставрации музейных ценностей и реликвий Министерства культуры и туризма Азербайджана. Еще в советское время известный художник-реставратор Фархад Гаджиев основал в Баку лабораторию, а затем и мастерскую при Музее искусств. На ее базе по решению правительства и был создан работающий ныне в тесном контакте с Национальной академией наук Азербайджана Центр научной реставрации. В мир реставрации пригласила меня и дочь Фархада Гаджиева - Гюльшан Гаджиеву. И я благодарна ей за то, что она не побоялась доверить такую сложную и скрупулезную работу юной студентке. Я просто влюбилась в профессию реставратора! Это невероятно увлекательная работа, в которой можно раскрыть и показать все свои способности. Реставрировала различные скульптуры и керамические изделия, найденные во время раскопок или переданные в центр из хранилищ наших музеев или из личных архивов. Этот труд требует кропотливости и ответственности. Например, на восстановление одной только детали в общей композиции у реставратора-художника может уйти от трех недель, а мастер-скульптор порой тратит на реставрацию шедевра до двух лет! Ответственность - как у хирурга: ошибаться нельзя. Работать приходилось тщательно и аккуратно. В тот же период увлеклась созданием художественных кукол. Мастерила миниатюрных кукол в национальных костюмах, которые участвовали в различных конкурсах и завоевывали мне первые места. Затем была Академия художеств Азербайджана - факультет дизайна.


- Когда в вашей жизни появилась фотография? Что это было? Портреты, уличная съемка или домашние снимки?

- Мои первые фотографии были тесно связаны с реставрацией. А началось все с того, что мой дядя подарил мне фотоаппарат "Зенит", который позволял фотографировать в режиме макросъемки. Я стала фиксировать рабочий процесс на пленку, чтобы задокументировать пошаговое преображение старинных экспонатов. Потом начала фотографировать и вне рабочих стен: городские улицы, пейзажи, природу, людей. Мне было интересно все вокруг. Я хотела остановить мгновение, чтобы показать всю красоту этого мира.


- Расскажите об ассоциации "Крылья времени". Что вам дало сотрудничество с этой организацией?

- В 2000 году вместе с одноименной выставкой была создана ассоциация "Крылья времени", которую организовала известный искусствовед Азербайджана Лейла Ахундзаде. Это уникальное объединение дало путевку в жизнь, а главное - уверенность в правильном выборе пути многим нашим молодым художникам, находящимся в сложных и нестандартных для того времени творческих поисках. Тогда только-только открылся торговый центр "Хагани", где мы - молодые художники и скульпторы - выставили свои работы. Будучи дизайнером, я экспериментировала со многими материалами и техниками, но со временем определился мой главный интерес - фотография. 


- Почему остановили выбор именно на фотографии? 

- Считаю, что фотография - это отражение нашего пребывания в мире. Хочу зафиксировать самый "вкусный" момент. Такой, который можно будет вспоминать всю жизнь. Этим мне и нравится фотография. Она оживляет память, заставляет возвращать ощущения, чувства и даже запахи. 


 - По-вашему, фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?

- Дар иметь, конечно, хорошо, но нужно еще и учиться. Мне кажется, это основная проблема фотографов в нашей стране. В том, что у нас нет классического фотографического образования. Из-за этого большая часть наших фотографов занимается свадебной или салонной фотографией. Нужно развиваться, двигаться вперед, выезжать в другие страны, участвовать в международных выставках и мастер-классах, обмениваться опытом. Все это необходимо для хорошего фотографа. На мой профессиональный опыт большое влияние оказало творчество друзей, художников, фотографов. Практика - большой учитель после теории... 


- Вы снимаете в разных жанрах. А к чему больше всего лежит душа?

- Если говорить о жанрах, наверное, больше всего мне нравится непостановочная фотография, которая делается внезапно, незапланированно, и неважно, будет это стрит-фото, жанровый портрет или сельский пейзаж. Помимо такой фотографии я очень люблю и уважаю документальный жанр, а также психологический портрет. Для меня ценны момент естественности и художественность фотографии. 


- Вы много снимаете в жанре уличной фотографии. Чем он привлекает вас?

- Документальная фотография для меня - это случайно зафиксированный единственный, уникальный и неповторимый момент. Tо, что запечатлено на снимке, - это секунда, которая никогда не повторится. Случайный человек, здание, элементы окружающей среды, растения - все они имеют свою собственную историю, свою собственную жизнь. Мир всегда интересен. И в этом его прелесть.


 - Какой ваш самый удачный снимок и что он значит для вас?

- (задумалась) Думаю, это фотография с грустным "покемоном", бродящим по Приморскому бульвару. Я сделала этот снимок после своей поездки в США. Откуда привезла свой первый цифровой фотоаппарат. Решила прогуляться по бакинскому бульвару и совершенно случайно поймала интересный момент. По набережной прогуливались родители с детьми, а переодетый в огромного розового "покемона" мужчина одиноко стоял в ожидании у моря. Он напоминал печальное приведение, заблудившееся в реальной жизни. Хотя на самом деле он таковой на работе и ждал, что кто-то захочет с ним сфотографироваться.


- Есть излюбленные места в Баку, где получаются яркие и интересные кадры?

- Это Ичери шэхэр и Приморский бульвар. Там всегда можно найти нужную фактуру и интересных героев. Еще люблю путешествовать по районам и городам. За короткое время успела побывать почти во всех районах Азербайджана. Много снимала. Мне были интересны жизнь на периферии, традиции и обычаи тех, кто там живет. Получились весьма колоритные кадры. Очень люблю снимать Грузию. Первая серия моих фотографий была посвящена этой стране.


- Как вы думаете, отличается ли мужская манера съемки от женской?

- Сложно ответить… Мужчины больше внимания обращают на техничность и детали, а девушки более склонны к эмоциональности.


- Если бы перед вами поставили задачу снять единственный снимок, характеризующий современный Баку, что бы это было?

 - Это кадр Баку с моря. Отсюда прекрасно видно, как развивается наш город, как растет и становится еще прекраснее. 


- Вы принимаете также участие в выставках Пространства современного искусства Yarat! Расскажите об этом этапе вашего творчества.

 - Я начала сотрудничать с Yarat! с первых дней его формирования. Почти связала всю свою жизнь с деятельностью этой организации и горда тем, что вношу свой вклад в современное искусство Азербайджана, и надеюсь, что смогу быть полезна в развитии художественного образования. Долгое время я преподавала в Западном университете и в Академии художеств Азербайджана. Это потрясающе - видеть успехи своих учеников. Принимала участие во многих международных выставках: Fly to Baku - Лондон, Париж, Берлин, Вена, Рим, Москва (2012-2014), Home Sweet Home - Париж (2013), USSR Remix - Осло (2011), BakUnlimited в Базеле (2009) и других. В 2013 году представляла Азербайджан на 55-м Венецианском бьеннале искусств, в 2012-м участвовала в симпозиуме TURKSOY, фотографов - в Астане (Казахстан). Мои работы в разное время выставлялись в Турции, Грузии, Великобритании, Италии, Франции, Германии, США, Греции, России, Узбекистане, Украине. Я стараюсь не стоять на месте и постоянно двигаться вперед.


 THE ARTIFACT MANIFAST: 

 

This is a great space to write long text about your company and your services. You can use this space to go into a little more detail about your company. Talk about your team and what services you provide. Tell your visitors the story of how you came up with the idea for your business and what makes you different from your competitors. Make your company stand out and show your visitors who you are. Tip: Add your own image by double clicking the image and clicking Change Image.

 UPCOMING EVENTS: 

 

10/31/23:  Scandinavian Art Show

 

11/6/23:  Video Art Around The World

 

11/29/23:  Lecture: History of Art

 

12/1/23:  Installations 2023 Indie Film Festival

 FOLLOW THE ARTIFACT: 
  • Facebook B&W
  • Twitter B&W
  • Instagram B&W
 RECENT POSTS: 
 SEARCH BY TAGS: 
bottom of page